Ступень (архитектура)
Ступень (ступенька) — твёрдая поверхность, предназначенная быть опорой ноге человека при перемещении в вертикальной плоскости (подъёму). Набор ступеней, расположенных одна над другой, называется лестницей. Ступени подразделяются на: фризовые верхние; фризовые нижние (примыкающие непосредственно к площадкам); рядовые. Проступи каменной винтовой лестницы У ступени различают горизонтальную плоскость — проступь и вертикальную (высоту подъёма) — подступёнок. Бывают лестницы с подступенком и без него. Ступени часто подрезаются, особенно в случае крутых лестниц, чтобы увеличить глубину проступи. Высота подступёнка (j) колеблется от 12 до 22 см, а ширина проступи (e) должна составлять 25—40 см. Эти показатели, как и многое другое, зависят от назначения лестниц. Например: соотношение подступёнок-проступь 12-40 см используется для лестниц наружных, садово-парковых, и в тех местах, где нет возможности устройства пандуса для людей с ограниченными возможностями; соотношение подступёнок-проступь 22-25 см для некоторых видов вспомогательных — подвальных, пожарных и эвакуационных. Самой удобной для передвижения является лестница с соотношением 15-30 см. На путях эвакуации не допускается устройство лестниц с количеством ступеней менее трех. В случае, если в лестнице один или два подступёнка, люди зрительно плохо ощущают перепад уровня пола и могут легко оступиться. Существуют три формулы для соотношения высоты подступёнка к ширине проступи. Это формула шага, формула безопасности и Формула удобства. Формула шага является самой важной из них. Требованиям всех трёх формул удовлетворяет соотношение 17/29. Формулы: Формула удобства: e — j = 12 см формула шага: 2 j + e = 62 (60-64) см (основная формула) формула безопасности: e + j = 46 см Несмотря на это, существует множество вариантов. допустимые отклонения: проступь: 26 ? e ? 32 в среднем 29 подступёнок: 14 ? j ? 20 в среднем 17 формула шага: 60 ? 2 j + e ? 66 в среднем 63 (62) Формула удобства: e — j в среднем 12 формула безопасности: 45 ? e + j ? 47 в среднем 46 Формулу шага изобрёл французский математик, архитектор и инженер Жак
рансуа Блондель (Jacques Francois Blondel). Он исследовал размеры ступеней научными методами. В своей книге «Cours d’architecture» (1683) он свёл все размеры к длине шага человека. Поскольку длина шага укорачивается при подъёме, он использовал формулу 2 j + e = 65 cm, которая действует по сей день. Поскольку рост каждого человека индивидуален, не может быть единого удобного и безопасного соотношения высоты подступёнка к ширине проступи для всех людей. Разные нормы разрешают для формулы шага 2 j + e = 59 до 65 см. Пандус (фр. pente douce — пологий скат), также рампа — пологая наклонная площадка, соединяющая две разновысокие горизонтальные поверхности, обычно для обеспечения перемещения колёсных транспортных средств с одной на другую. Среди часто встречающихся применений — обеспечение подъезда инвалидных колясок к расположенному над цоколем здания парадному входу и обеспечение перемещения автомобилей между этажами многоэтажного гаража своим ходом. В некоторых случаях может заменять лестницы внутри и снаружи зданий. В современном строительстве пандус устраивается в многоэтажных гаражах, подземных переходах и т. п. В общественных местах для удобства перевоза детских и инвалидных колясок, лестницы, как правило, дублируют пандусом. Существуют специальные улавливающие пандусы, которые устанавливаются на крутых поворотах автотрасс. Они способны остановить грузовик с отказавшими тормозами, или просто потерявший управление автомобиль. Такой пандус выполняется в виде криволинейной плоскости с постепенно увеличивающимся наклоном и рыхлой поверхностью, обеспечивающей увязание колёс. Впервые подобные пандусы построены в США. Автомобильные пандусы доказали свою высокую эффективность.[источник?] В театре пандусом называют дежурную деталь декорационного оформления, которая позволяет (наряду с лестницами и подъемно-опускными площадками) изменять уровень планшета сцены. Для инвалидных колясок производятся пандусы алюминиевые, секционной конструкции — 2-3 секции, снабженные противоскользящими накладками и рифлением. Предназначены для удобства передвижения на креслах-колясках как в помещениях, так и на улице.